Технология коммуникации
Коммуникация представляет собой процесс, развивающийся во времени и пространстве и лишь при наличии определенных условий. Однако для осуществления эффективной коммуникации, т.е. обеспечивающий заданный субъектом результат, этого еще не достаточно. Требуется еще и технология коммуникации. Нарушение любой из ее значимых процедур, приводит к снижению эффективности коммуникации или даже к ее потере.
Технологические этапы коммуникации. Коммуникация - это сложный процесс, состоящей, по определению Популярной экономической энциклопедии, из следующих взаимосвязанных этапов:
1. Отбор информации, который бывает случайным или целенаправленным, выборочным или сплошным, запрограммированным или инициативным.
2. Кодирование отобранной информации, т.е. трансформирование передаваемого значения в послание или сигнал, который может быть передан. Исходным источником знаний, умений, стимулов и др. является индивидуальное сознание, где эти стимулы зарождаются и развиваются в психическом времени и интеллектуальном пространстве.
Для того, чтобы началась социальная коммуникация, коммуникатор должен опредметить, овеществить свою информацию, т.е. воплотить ее в содержании коммуникационного сообщения. Информация в результате кодирования облекается в ту форму, в которой она будет доступна и понятна получателю, например, письменную, табличную, графическую, звуковую, символическую и т.п. Соответственно подбирается подходящий способ передачи информации. Она может быть передана устно, письменно, с помощью других сигналов или условных знаков.
3. Передача информации. Коммуникационное сообщение движется в материальном пространстве и времени, достигая, в конце концов, своего реципиента. Если передаваемая информация имеет большое значение, то используются несколько дублирующих каналов. Выбор канала зачастую определяется формой информации или возможностями коммуникатора. Однако общим требованием и идеальным случаем является канал, обеспечивающий максимально быструю (мгновенную), бездефектную (без искажений) и адресную передачу информации, не допускающую ее утечки третьим лицам или структурам и т.п.
4. Декодирование информации. Для того, чтобы завершилась социальная коммуникация, реципиенту нужно распредметить смысловое содержание сообщения, т.е. понять его и включить понятую информацию в свое интеллектуальное пространство, точнее — в индивидуальную память. Этот процесс включает восприятие послания получателем, его интерпретацию (расшифровку) и оценку (осмысление).
5. Осуществление обратной связи, проявляющееся в результате обмена ролями участников процесса. Получатель становится отправителем, а отправитель - получателем. Отправитель информации всегда ждёт, чтобы получатель каким-то образом на неё отреагировал, т.е. установил обратную связь и отправил сигнал, которым подтвердил бы факт получения сообщения и степень понимания или непонимания его смысла. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь - это ответ получателя на послание. Она даёт отправителю возможность узнать, дошло ли послание до адресата, и в каком значении. Коммуникация с помощью обратной связи превращается в "улицу с двусторонним движением". Устойчивая обратная связь позволяет существенно повысить надёжность обмена информацией и хотя бы частично избежать её потерь, различных помех, искажающих смысл.
Похожие работы:
- Технология коммуникации
Коммуникация представляет собой процесс, развивающийся во времени и пространстве и лишь при наличии определенных условий. Однако для осуществления эффективной коммуникации, т.е. обеспечивающий заданны...
- Технология обыска
В психологических основах обыска сочетаются две противоположные формы деятельности: работа следователя по поиску и обнаружению объектов, имеющих значение для дела, и действия (стремления) обыскиваемог...
- Технология и организация производства
Для второй НТР характерно проникновение химических методов обработки сырья практически во все отрасли производства. В таких отраслях, как машиностроение, электротехническое производство, текстильная п...
- Структура и технология исходящего телемаркетинга
Структура исходящего телемаркетинга. Телемаркетинг обычно проводится в три этапа. На подготовительном этапе определяются задачи и цели телемаркетинга, формируется база данных, готовится сценарий перег...
- Конкурс как технология привлечения персонала
Под конкурсом обычно понимается соревнование между двумя и более кандидатами за занятие вакантной должности. Конкурсные процедуры способствуют:
• поднятию престижа должности;
• привлечению большего ...